Утверждаю Директор ГКОУ РД «БСШИ №7» С.Б. Джамбулатова _____________ «______» август 2019 г. План психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личностных особенностей учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО второго поколения. Задачи: ● систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения. ● формировать у школьников способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; ● создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. № Задачи Определение психологической готовности к школьному 1 обучению и выявление учащихся потенциальной группы риска Содержание работы 4 5 6 7 8 Определение уровня развития личностных УУД Сроки проведения Используемые методики Диагностические мероприятия Комплексная диагностика учащихся 2 3 Класс Диагностика уровня сформированности мотивации, внутренней позиции 1 Методика «Определение готовности к обучению в школе» Л.А. Ясюковой 1 «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) 2 «Опросник мотивации» (по Н.Г.Лускановой) 3 4 Диагностика уровня сформированности нравственно-этической позиции 1 2 3 «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко) «Опросник мотивации» (по Н.Г.Лускановой) Задание на норму справедливого распределения Задание на оценку взаимопомощи Анкета «Оцени поступок» усвоения нормы Сентябрь Октябрь Ответственные психолог Сентябрь ноябрь Сентябрь ноябрь учитель психолог психолог учитель психолог учитель Сентябрь ноябрь психолог учитель апрель апрель Сентябрь ноябрь Сентябрь - психолог учитель психолог учитель психолог (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) ноябрь учитель психолог учитель психолог учитель психолог учитель психолог учитель психолог учитель 9 4 «Что такое хорошо и что такое плохо» Ноябрь 10 1 Методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой) апрель 2 «Проба на внимание (буквы)» (П.Я.Гальперин) октябрь 3 «Проба на внимание (текст)» (П.Я.Гальперин) октябрь 13 4 «Анкетирование учащихся» (сост. Н.Ю.Яшина) октябрь 14 1 Методика «Кодирование» (11-й субтест Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка) апрель психолог учитель 15 2 октябрь психолог учитель октябрь психолог учитель октябрь учитель апрель психолог Диагностика уровня сформированности регулятивных УУД 11 12 16 Определение уровня развития метапредметных УУД Диагностика уровня сформированности познавательных УУД 3 Методика «Выделение существенных признаков» Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) Исследование способности к умозаключению Методика " Простые аналогии" Прогноз и профилактика проблем обучения в 36 классах (Методика Л.А.Ясюковой) 17 4 18 1 Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман) 2 Методика «Дорога к дому» сентябрь 3 Методика «Кто прав?» октябрь Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД 19 20 21 1 Методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже) Психопрофилактические мероприятия и психологическое просвещение Адаптационные часы Коррекционные сказки из пособия «Лесная 1 сказкотерапии «Лесная школа» (М.А. Панфилова) 4 Оказание помощи первоклассникам в апрель октябрь I – II триместры психолог учитель психолог учитель психолог учитель психолог учитель психолог учитель адаптации к школьной жизни Поддержка одаренных 2 учащихся Психологопедагогическая 3 поддержка учащихся в ситуации школьного обучения Общее ознакомление учителей 1-х классов с 4 результатами психодиагностики первоклассников Повышение психологической культуры родителей, 5 предупреждение проблем школьной дезадаптации учащихся Повышение психологической культуры родителей, 6 предупреждение проблем школьной дезадаптации учащихся Повышение 7 психологической культуры педагогов Организация учебной и 1 воспитательной работы в соответствии с школа» Совместная с учащимися проектноисследовательская деятельность 1 2 3 4 Занятия в рамках курса «Умники и умницы» 1 2 3 4 Методика «Я – исследователь» (В.И Савенков) В течение учебного года учителя начальных классов Пособие «Юным (О.А.Холодова) В течение учебного года учителя начальных классов Рекомендации Л.А Ясюковой по подготовке аналитического материала результатов психодиагностики учащихся Ноябрь декабрь завуч по УВР начальной школы, психолог, учителя 1-х классов В течение учебного года психолог В течение учебного года психолог 2016г. завуч по учебной работе психолог В течение учебного года психолог умникам и умницам» Групповое консультирование педагогов по результатам психодиагностики первоклассников 1 Групповое консультирование родителей учащихся (родительские собрания) 1 2 3 4 Рекомендации ЛОИРО по тематике и проведению родительских собраний Анкета «Отношение родителей к введению ФГОС НОО. Наличие условий для качественной реализации новых стандартов» Тренинг для родителей учащихся начальных классов «Эффективное взаимодействие родителей и детей» 1 2 3 4 Программа «Эффективное взаимодействие родителей и детей» (составитель Н.В. Варламова) Семинар «Детская агрессивность: причины, проблемы и пути профилактики». Индивидуальное консультирование Индивидуальные 1 Методика «Диагностика консультации учителей 2 педагогического общения» начальной школы 3 стилей индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики Оптимизация семейных 2 взаимоотношений Предупреждение 3 проблем школьной дезадаптации 1 Коррекция трудностей в обучении и поведении 2 Коррекция трудностей в обучении и поведении 1 Планирование деятельности 2 Планирование деятельности 3 Планирование деятельности 4 Повышение 4 Индивидуальные консультации родителей учащихся начальных классов Индивидуальные консультации учащихся начальных классов Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер) Проективные методики в зависимости от выявленной проблемы 1 2 Проективные методики в зависимости от 3 выявленной проблемы 4 Коррекционные мероприятия 1 Групповые занятия с 2 тесты Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Р.Кеттелла детьми «группы риска» 3 4 1 Индивидуальные 2 занятия с детьми тесты Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Р.Кеттелла 3 «группы риска» 4 Организационно-методические мероприятия Составление плана психологического «Как проектировать универсальные учебные сопровождения действия в начальной школе» (А.Г.Асмолов) учащихся начальных классов Подготовка «Как проектировать универсальные учебные диагностического действия в начальной школе» (А.Г.Асмолов) инструментария Планирование и разработка программ коррекционных занятий с учащимися Разработка На основе рекомендаций И.В.Дубровиной, В течение учебного года психолог В течение учебного года психолог ноябрь апрель психолог ноябрь апрель психолог сентябрь психолог в течение учебного года психолог ноябрь психолог в течение психолог психологической компетентности участников образовательного процесса Отслеживание динамики развития личностных, 5 интеллектуальных особенностей учащихся Осмысление 6 результатов работы в течение года рекомендаций для родителей, учащихся и педагогов Обработка результатов диагностики, подготовка заключений по итогам психодиагностики учащихся Подготовка аналитических справок, отчетов А.М.Прихожан, А.Г.Шмелева учебного года в течение учебного года психолог в течение учебного года психолог Утверждаю Директор ГКОУ РД «БСШИ №7» С.Б. Джамбулатова _____________ «______» август 2019 г. План психолого-педагогического сопровождения учащихся 5 – 7-х классов в рамках ФГОС ООО Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы общего образования в условиях введения ФГОС ООО. Задачи: ● систематически отслеживать психолого-педагогический статус учащихся и динамику их психологического развития в процессе школьного обучения; ● обеспечить преемственность в психологическом сопровождении формирования УУД у обучающихся младшего школьного возраста и обучающихся основной школы; ● формировать у школьников способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; ● создать специальные социально-психологические условия для поддержки одаренных обучающихся, детей «группы риска», обучающихся, находящихся под опекой. № 1 2 3 Задачи Изучение успешности адаптации к обучению в новых условиях и выявление потенциальной группы риска Изучение успешности адаптации к обучению в новых условиях и выявление потенциальной группы риска Определение уровня развития личностных УУД Содержание работы Класс Используемые методики Диагностические мероприятия Комплексная диагностика учащихся Наблюдение за учащимися, анализ их учебной деятельности 5 5 6 Методика «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» ( Л.А.Ясюкова) Методика самооценки и уровня притязаний (Дембо-Рубинштейн) Методика «Изучение учебной мотивации» (М.Р.Гинзбург) Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э.М.Александровская, Ст.Громбах, модифицированная Е.С.Еськиной, Т.Л.Больбот) 7 Диагностика сформированности мотивации, нравственно-этической позиции 6 7 Методика «Потребности в достижениях» и методика «Отношение к нравственным нормам поведения» (Е.Н.Прошицкая, С.С.Гриншпун) Сроки проведения Ответственные октябрь ноябрь психолог ноябрь май май сентябрь классные руководители, учителя классные руководители 4 5 Определение уровня развития метапредметных УУД 6 7 Психопрофилактика 1 школьной тревожности Поддержка одаренных 2 учащихся Общее ознакомление учителей 5-х классов с 3 результатами психодиагностики пятиклассников Повышение психологической 4 культуры родителей, предупреждение проблем школьной дезадаптации учащихся Организация учебной и воспитательной работы в соответствии с 1 индивидуальными особенностями и возможностями школьников Диагностика уровня 6 сформированности Методика «Оценка распределения внимания» апрель 7 регулятивных УУД Диагностика уровня 6 сформированности Методика ШТУР апрель 7 познавательных УУД Диагностика уровня 5 Социометрия (Морено) апрель сформированности 6 Методика определения уровня сплоченности коммуникативных сентябрь 7 класса УУД Психопрофилактические мероприятия и психологическое просвещение Программа по профилактике школьной Адаптационные часы тревожности (А.В.Микляева, П.В.Румянцева) 5 I триместр «Мы - пятиклассники» Совместная с учащимися проектноисследовательская деятельность 5 6 7 Методика «Я – исследователь» (В.И Савенков) Педсовет по итогам классно-обобщающего контроля в 5-х классах 5 Рекомендации Л.А Ясюковой по подготовке аналитического материала результатов психодиагностики учащихся Групповое консультирование родителей учащихся (родительские собрания) 5 6 7 Индивидуальные консультации учителейпредметников, классных руководителей 5-7-х классов Рекомендации ЛОИРО по тематике и проведению родительских собраний Анкетирование родителей. психолог учитель психолог учитель классные руководители классные руководители психолог учитель в течение учебного года психолог учителя ноябрь зам. директора по УВР, психолог, учителя 5-х классов в течение учебного года психолог В течение учебного года психолог Индивидуальное консультирование 5 6 7 Диагностические методики по мере необходимости и в зависимости от запроса Оптимизация семейных 2 взаимоотношений Предупреждение 3 проблем школьной дезадаптации Индивидуальные консультации родителей учащихся классов Индивидуальные консультации учащихся 5-7-х классов 5 6 7 Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер) Проективные методики в зависимости от выявленной проблемы В течение учебного года психолог Проективные методики выявленной проблемы В течение учебного года психолог ноябрь – апрель психолог ноябрь апрель психолог сентябрь психолог в течение учебного года психолог ноябрь психолог в течение учебного года психолог в течение психолог в зависимости от Коррекционные мероприятия 1 Коррекция трудностей в обучении и поведении Групповые занятия с детьми «группы риска» 2 Коррекция трудностей в обучении и поведении Индивидуальные занятия с детьми «группы риска» 1 Планирование деятельности 2 Планирование деятельности 3 Планирование деятельности Повышение психологической компетентности 4 участников образовательного процесса 5 Отслеживание динамики 5 Программа «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе» (Хухлаева О.В.) 5 6 7 Диагностические методики в зависимости проблемы тесты от Организационно-методические мероприятия Составление плана психологического сопровождения учащихся 5-6-х классов Подготовка диагностического инструментария Планирование и разработка программ коррекционных занятий с учащимися Разработка рекомендаций для родителей, учащихся и педагогов Обработка результатов На основе рекомендаций А.М.Прихожан, А.Г.Шмелева И.В.Дубровиной, развития личностных, интеллектуальных особенностей учащихся Осмысление 6 результатов работы в течение года диагностики, подготовка заключений по итогам психодиагностики учащихся учебного года Подготовка аналитических справок, отчетов в течение учебного года психолог Утверждаю Директор ГКОУ РД «БСШИ №7» С.Б. Джамбулатова _____________ «______» август 2019 г. План психолого-педагогического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профиля будущего обучения в 9-х классах. Задачи: ● формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам; ● формирование высокого уровня учебной мотивации по избранному профилю; ● обеспечение преемственности между начальной, основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы; ● расширение возможностей социализации учащихся. № Задачи Содержание работы Класс Используемые методики Сроки проведения Ответственные Диагностические мероприятия Методика «Определение готовности к 1 обучению в школе» (Л.А. Ясюкова) Выявление общих 1 способностей учащихся, отслеживание динамики их развития Комплексная диагностика учащихся 5 8 2 3 Выявление профессиональных интересов и склонностей в рамках профессионального самоопределения При поступлении Методика «Прогноз и профилактика в школу (сентябрь проблем обучения в 3-6 классах» – ноябрь) (Л.А.Ясюкова) Методика «Прогноз и профилактика При переходе в 5 класс (октябрь) проблем обучения, социализация и старшеклассников» (Л.А.Ясюкова) психолог февраль Методика: «Кто я?» (Кун и Мак-Портленд) «Профессиональный тип личности» (Дж. 9 Голланд); «Определение типа в течение Профдиагностика темперамента» (Айзенк); ДДО (Е.Климов); учебного года «Карта интересов» (Голомшток); ОПГ и др. Методика «Отношение к учебным Диагностика 9 ноябрь предметам» Психопрофилактические мероприятия профориентационной направленности психолог психолог Знакомство с миром профессий. Формирование основ профессиональной 1 направленности. Формирование положительного отношения к трудовой деятельности. Классные часы Коллективные игры Экскурсии Осознание учащимися своих интересов, способностей, 2 общественных ценностей, связанных с выбором профессий Классные часы Коллективные игры Экскурсии 3 4 5 6 Подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности Подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности Выявление и развитие общих способностей учащихся Поддержка одаренных 1-4 Классные часы «Профессии наших родителей», «Мир профессий» Профориентационные игры (путешествия) Беседы о труде Конкурс рисунков «Кем быть?», «Папа, мама на работе» Экскурсии на предприятия, в учреждения в течение учебного года Учитель, психолог 5-9 «Что я знаю о себе и своих способностях?» «Кем я хочу быть?» «Как претворить мечты в реальность Профориентационные игры Экскурсии на предприятия, в учреждения Встречи с представителями разных профессий Посещение «Дней открытых дверей» в средних профессиональных учебных заведениях Участие в «Ярмарках профессий» Встречи с сотрудниками Центра занятости в течение учебного года психолог классный руководитель учителя Занятия в рамках элективного курса «В поисках своего призвания» 8 ДДО (Е.Климов), методика «Сфера профессиональных предпочтений» (Йовайши), «Карта интересов», «Профессиональный тип личности» (Дж.Холланд), КОС (Б.А.Федоришин) сентябрь декабрь психолог Подготовка и защита проектов «Мой профессиональный выбор» 9 декабрь психолог Школьные олимпиады 2–9 октябрь - ноябрь зам. директора по УВР Совместная с 1-9 в течение психолог Методика «Я – исследователь» (В.И учащихся 7 8 1 Оказание помощи детям в развитии способностей и в выборе будущей профессиональной деятельности; информирование о результатах диагностики Анализ динамики образовательных запросов учащихся и их готовности к выбору элективных курсов и профиля в будущем Организация и проведение профориентационных мероприятий с учащимися Прогнозирование будущей 2 профессиональной деятельности 1 Коррекция трудностей в обучении и поведении 2 Коррекция трудностей в обучении и поведении учащимися проектноисследовательская деятельность Групповое консультирование родителей учащихся (родительские собрания) Педсовет по итогам классно-обобщающего контроля в 8-х классах Савенков) 1-9 8 Рекомендации ЛОИРО по тематике проведению родительских собраний Анкетирование родителей. и Рекомендации Л.А Ясюковой по подготовке аналитического материала результатов психодиагностики учащихся учебного года учителя в течение учебного года психолог учитель февраль зам. директора по УВР, психолог В течение учебного года психолог В течение учебного года психолог ноябрь – апрель психолог ноябрь - апрель психолог Индивидуальное консультирование Индивидуальные консультации учителей 1-9 Индивидуальные консультации учащихся 9-х классов 9 Групповые занятия с детьми и подростками «группы риска» Индивидуальные занятия с детьми и подростками «группы Методики в зависимости от запроса Коррекционные мероприятия Программа «Тропинка к своему Я: Уроки 1-9 психологии в средней школе» (Хухлаева О.В.) 1-9 Диагностические методики в зависимости от темы занятия риска» 1 Планирование деятельности 2 Планирование деятельности 3 Планирование деятельности Повышение психологической 4 компетентности участников образовательного процесса Отслеживание динамики развития личностных, 5 интеллектуальных особенностей учащихся Осмысление 6 результатов работы в течение года Организационно-методические мероприятия Составление плана психологическогопедагогического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся Подготовка диагностического инструментария Планирование и разработка программ коррекционных занятий с учащимися Разработка рекомендаций, оформление стенда для родителей, учащихся и сентябрь психолог в течение учебного года психолог ноябрь психолог в течение учебного года психолог в течение учебного года психолог в течение учебного года психолог педагогов Обработка результатов диагностики, подготовка заключений по итогам психодиагностики учащихся Подготовка аналитических справок, отчетов Утверждаю Директор ГКОУ РД «БСШИ №7» С.Б. Джамбулатова _____________ «______» август 2019 г. План мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное прохождение ГИА выпускниками 9-х классов. Задачи: ● определение наиболее эффективных направлений психолого-педагогической поддержки учащихся; ● обучение учащихся навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение у выпускников уверенности в себе, в своих силах; ● понижение уровня тревожности у выпускников школы. № Задачи Содержание работы Класс Используемые методики Диагностические мероприятия 1 1 Выявление высокотревожных учащихся Развитие мотивации на успешную сдачу экзамена. Изучение эффективных приемов организации работы. Овладение приемами саморегуляции. Психологические Рекомендации родителям по поддержке своих детей Диагностика учащихся 9 Психопрофилактические мероприятия Качества успешного человека. Как добиться успеха в жизни. Классные часы Память и приемы запоминания. «Готовимся к 9 Методы работы с текстом. успешной итоговой Как справиться со стрессом. аттестации» Приемы волевой мобилизации. Способы релаксации и снятия напряжения. Родительские собрания 9 3 Организация учебновоспитательной работы с высототревожными учащимися Групповые консультации педагогов и классных руководителей 9 1 Коррекция тревожности учащиеся 2 Тест школьной тревожности Филипса, методика САН «Как помочь ребенку сдать ЕГЭ». «Как помочь ребенку справиться со стрессом». Индивидуальное консультирование 9 Диагностические методики в зависимости Сроки проведения Ответственные ноябрь апрель психолог ноябрь - апрель психолог октябрь март Психолог, классный руководитель ноябрь - декабрь психолог в течение психолог 2 1 Коррекция внутрисемейных отношений Планирование деятельности Планирование деятельности Повышение психологической компетентности 3 участников образовательного процесса 2 Отслеживание динамики 4 снижения тревожности у учащихся 9, 11 классов Осмысление 5 результатов работы в течение года от проблемы тесты родители учащихся 9 Организационно-методические мероприятия Составление плана психологопедагогического сопровождения 9 учащихся при подготовке к сдаче к ГИА Разработка программы 9 занятий с учащимися Разработка рекомендаций для родителей, учащихся и педагогов Обработка результатов диагностики, подготовка заключений по итогам психодиагностики учащихся Подготовка аналитических справок, отчетов «Как готовиться к экзаменам», «Как вести себя во время сдачи экзаменов» 9 учебного года в течение учебного года психолог сентябрь психолог ноябрь психолог в течение учебного года психолог в течение учебного года психолог в течение учебного года психолог