ГКОУ РД «Буйнакская санаторная школа – интернат №7» Принято на заседании педагогического совета протокол № 83 Утверждаю от «28» августа 2017г. Приказ № 375 Директор школы __________________ Джамбулатова С.Б. от «28» августа 2017г. ПРОГРАММА по здоровьесбережению « Здоровье на 5! » на 2017-2022 год БУЙНАКСК Содержание программы 1. Пояснительная записка. Нормативно-правовые документы. 2. Введение. 3. Паспорт программы. 4. Актуальность программы. 5. Цели и задачи программы. 6. Участники программы. 7. Педагогические средства. 8. Сроки и этапы реализации программы: 9. Основные направления программы. 10. Реализация основных направлений программы. 11. Применение разнообразных форм работы. 12. Методы контроля над реализацией программы. 13. План деятельности по реализации программы. 14. Календарный план (примерный) реализации программы по здоровьесбережению «Здоровье на 5!». 15. Перечень основных мероприятий (примерный) по реализации программы по здоровьесбережению «Здоровье на 5!»на 2017-2022 годы. Начальная школа. 16. Перечень основных мероприятий (примерный) по реализации программы по здоровьесбережению на 2017-2022 годы. Среднее звено. 17. Ожидаемые конечные результаты программы. 2 3 1. Пояснительная записка. Нормативно-правовые документы. В соответствии с законом РФ "Об образовании'' здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании» (ст. 51). Закон РФ «О физической культуре и спорте» (ст. 16, 33). Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"; письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51 -513/16 "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования"; письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ»; ''Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02" ; Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года 4 2. Введение Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдения за состоянием здоровья обучающихся, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствуют о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад. Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится просто необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, о здоровье своих детей и близких. Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к разным видам деятельности. Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность обучающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые упражнения. Психологическое здоровье – необходимое условие полноценного развития ребенка. «Портрет» психологически здорового ребенка выглядит следующим образом: это, прежде всего, спонтанный и творческий, жизнерадостный, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой ребенок берет на себя ответственность и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, он находится в постоянном 5 развитии и, конечно, способствует развитию других детей. У психологически здорового ученика прослеживается гармония между эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими аспектами, между ним и окружающими детьми. Главным качеством возможность психологически здорового ребенка является саморегулируемость, т.е. адекватного приспособления, как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям и воздействиям. Анализ состояния здоровья обучающихся и возможных причин, влияющих на его уровень, показал необходимость создания программы «Здоровье на 5!». Программа разработана на основе принципов научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности. 3. Паспорт программы 6 Заказчик Цель Задачи Сроки реализации программы Ответственные за реализацию программы Ожидаемые результаты реализации программы Педагогический коллектив формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающихся Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников Создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, учителей и их родителей к здоровому образу жизни Использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; Осваивать педагогам новые методы деятельности в процессе обучения школьников, использовать технологии урока, сберегающие здоровье учащихся. 2017-2022 гг. Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Классные руководители 1-9 классов Учителя физической культуры Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями Повышение уровня физической подготовки школьников Повышение мотивации к учебной деятельности Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения 4. Актуальность программы. 7 В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии: 14 % детей практически здоровы; 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья обучающихся. Программа построена на сотрудничестве учителей, родителей, медицинского работника. 5. Цели и задачи программы. Цель: формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающихся 8 Задачи: Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников Создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, учителей и их родителей к здоровому образу жизни Использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; Осваивать педагогам новые методы деятельности в процессе обучения школьников, использовать технологии урока, сберегающие здоровье учащихся. 6.Участники программы: обучающиеся педагоги медперсонал родители. 7. Педагогические средства. Диагностика состояния здоровья Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции. Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков. Программы учебных предметов и курсов (ОБЖ, «Окружающий мир», физическое воспитание, основы здорового образа жизни), формирующие основы здорового образа жизни Дни Здоровья Туристические слёты 9 Программы летнего, осеннего, зимнего, весеннего оздоровительного сезона. Школьные, районные, городские плановые соревнования; программы спортивно-массовой, оздоровительной работы. 8. Сроки и этапы реализации программы: І этап - Подготовительный (сентябрь – декабрь 2017 год) анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам; изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий. ІІ этап - Практический (январь 2018 – декабрь 2019 гг.) внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных; систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ; выполнение оздоровительных мероприятий. ІІІ этап - Обобщение и оценка результатов (январь – май 2022 г.) сбор и анализ результатов выполнения программы; коррекции деятельности. 9. Основные направления деятельности программы: Медицинское направление предполагает: создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; проведение физкультминуток; гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня; четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы; планомерная организация питания учащихся; реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование. Просветительское направление предполагает: 10 организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; проведение родительских лекториев по проблемам адаптации обучающихся на разных возрастных этапах; представление на школьном сайте рекомендаций для родителей по сохранению детского здоровья; проведение семинаров для педагогов по проблемам здоровья и развития обучающихся; пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, беседы, познавательные игры); Психолого-педагогическое направление предполагает: использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов организации учебной деятельности; формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; обеспечение адаптации на разных этапах обучения; развитие познавательной и учебной мотивации; формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; совершенствование деятельности психолого-педагогической o службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся; организация психолого-педагогической и коррекционной помощи o обучающимся. Спортивно-оздоровительное направление предполагает: организацию и проведение спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; эффективная работа с обучающимися на уроках физкультуры; использование динамических пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; привлечение обучающихся, родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы; проведение спортивно – оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, туристических слётов); привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной работы к формированию здорового образа жизни учащихся. Диагностическое направление предполагает: 11 изучить представления обучающихся о здоровом образе жизни; изучить особенности ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и мотивации здорового образа жизни; изучить внешкольную занятость дополнительными занятиями. 10.Реализация основных направлений программы: 1. Соблюдение режима труда и отдыха обучающихся. 2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня. 3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более од ной трети выполняемой работы в классе. 4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков. 5. Проведение психологической диагностики, направленной на изучение ценностного отношения к своему здоровью обучающихся. 6. Привлечение обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её. 7. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, тематических классных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением медицинских работников, родителей. 8. Проведение семинаров для педагогов по проблеме ЗОЖ. 9. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса. 10. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи. 11. Применение разнообразных форм работы. 1.Учет состояния детей: анализ медицинских карт; определение группы здоровья; 12 учет посещаемости занятий; контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов. 2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся: организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры; динамические паузы; индивидуальные занятия; организация спортивных перемен; дни здоровья; физкультминутка для учащихся; организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием. 3.Урочная и внеурочная работа: открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ; открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности; спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис. 12. Методы контроля над реализацией программы: проведение заседаний Методического Совета школы; посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ; создание методической копилки опыта; 13 мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе; сбор статистики о динамике развития мотивации к формированию здорового образа жизни. контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни. 13. План деятельности по реализации программы. № 1. 1.1. Мероприятия Ответственные исполнители Медицинское направление. Медико-педагогическая экспертиза: Врач школы - анализ основных характеристик состояния Сроки Планируемый результат и выполнение ежегодно Медицинские карты 14 здоровья детей в школе; -выявление учащихся специальной медицинской группы; -ведение строгого учета детей по группам здоровья; 1.2. - формирование групп здоровья по показателям. Проведение диспансеризации учащимся школы. Врач школы ежегодно Врач школы ежегодно план медосмотров ежегодно план медосмотров ежегодно план прививок Проведение медицинского осмотра учащихся 1-9 классов. Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья. Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. Анализ случаев травматизма в школе. Врач школы, медсестра Врач школы, медсестра Директор 1.7. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. Классные руководители 1.8. Контроль за качеством питания и питьевым режимом. Медсестра 1.9. Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. ежедневно в течение года Зам. директора по ежедневно АХЧ, медсестра, в течение учителя года проветривание; освещение; отопление вентиляция уборка 1.10. Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) 1.11. Постоянный контроль за школьной столовой. 2. 2.1. ежегодно материалы отчетов ежегодно материалы отчетов Заместитель ежегодно справка по директора по УВР, оценке врач расписания Директор школы, ежедневно Протокол медсестра, в течение совещания при ответственный за года директоре организацию горячего питания Просветительское направление Организация просветительской работы с Заместитель родителями (родительский всеобуч). директора по ВР ежегодно график проведения 15 2.2. Разработка и внедрение родительского всеобуча по здоровому образу жизни. Заместитель директора по ВР 2.3. Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни» Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы) Администрация школы 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 3. 3.1. 3. 3.2. 3.3. Заместители директора заместитель директора по ВР, классные руководители заместитель директора по ВР родительского всеобуча ежегодно тематика родительского всеобуча ежегодно план работы ежегодно протокол педсовета ежегодно план работы Совместная работа с учреждениями ежегодно здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. Пропаганда физической культуры и учителяв течение здорового образа жизни через уроки предметники года биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры, обществознания Психолого-педагогическое направление. Организация работы кабинета психологоадминистрация ежегодно педагогического сопровождения учебношколы воспитательного процесса. Отслеживание работоспособности, педагог-психолог ежегодно тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в выпускных классах; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе; - выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения; Организация психолого-медикоПедагог-психолог ежегодно педагогической и коррекционной помощи школы учащимся. 3.4. Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения» 3.5. Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. план работы планы уроков план работы диагностические исследования план работы педагогапсихолога заместитель директора по ВР ежегодно материалы конференции учителяпредметники ежегодно планы уроков 16 Спортивно-оздоровительное направление. 4. 4.1. Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья. 4.2. Разработка системы кружковой, внеурочной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. 4.3. 5. 5.1. 5.2. учителя физической культуры, администрация заместитель директора по ВР ежегодно план работы заместитель директора по ВР ежегодно план работы Диагностическое направление. Мониторинг состояния здоровья детей. медсестра,врач, заместитель директора по ВР Подготовка и проведение семинара для психолог, учителей школы по теме «Проблемы заместитель диагностики развития». директора по ВР ежегодно план работы кружков и секций ежегодно результаты мониторинга ежегодно материалы семинара 14. Календарный план (примерный) реализации программы по здоровьесбережению «Здоровье на 5!». Сентябрь Общие мероприятия Организация дежурства по школе и по классам. Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности. 17 Планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей. Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению. Организация питания учащихся в школьной столовой. Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах. Проведение внутришкольных и участие в районных, городских спортивномассовых соревнованиях и спартакиаде. Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически). Октябрь Организация работы учащихся по поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества. Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. Проведение внутришкольных соревнований по волейболу и баскетболу. Физкультминутки (ежедневно). Подвижные игры на переменах (ежедневно). Проверка состояния школьных кабинетов: соблюдение норм СаНПин, требований гигиены и здоровьесбережения. Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой, на переменах (контроль). Организация игр на переменах(вожатые) Работа спортивных кружков (контроль). Обеспечение требований техники безопасности на уроках и во внеурочной деятельности (контроль). Ноябрь Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери». Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Здоровым быть здорово!». Итоги: выпуск плакатов, посвященных борьбе с асоциальными явлениями. Физкультминутки и динамические паузы (систематически) Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению 18 Каникулы: «Оздоровительный отдых» (в рамках работы площадки) День здоровья. «Веселые старты» Турнир по шахматам (1-4 классы) Оформление стенда «Вредным привычкам – нет» Охват горячим питанием учащихся, калорийность блюд, нормы питания (контроль) Декабрь Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИД. Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно). Подготовка и проведение лекции по проблеме своевременного предупреждения вирусных заболеваний «Гриппу – бой!» День здоровья. Организация активного отдыха на переменах (контроль) Январь Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни». «Весёлые старты». Физкультминутки и динамические паузы. Участие в районных, городских и республиканских соревнованиях. День здоровья: зимние забавы. Конкурс на лучший рисунок «В здоровом теле – здоровый дух». Проведение конкурса на самый спортивный класс (конкурсы, викторины). 6. Профилактическая работа во время эпидемии гриппа. Февраль Месячник оборонно-массовой и патриотической работы. День защитника Отечества. Соревнования по шашкам. Физкультминутки и динамические паузы. Круглый стол «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга» День здоровья: национальные игры. Участие в зимней Спартакиаде школьников. Конкурс на лучшую страничку классного уголка, посвященную проблемам воспитания здорового образа жизни. Март Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы. 24 марта – Всемирный день здоровья. Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни». 19 Организация активного отдыха на переменах (контроль) Апрель Всемирный день здоровья. Операция «Милосердие», операция «Память». Благоустройство школьной территории. Динамические паузы, физкультминутки. День здоровья в рамках «Всероссийского дня здоровья» Организация активного отдыха на переменах (контроль) Проведение декады по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Май Мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ. День бегуна Проведение экскурсий на природу. Круглый стол для учащихся «Полезно ли загорать?» День здоровья: летние игры. Конкурс сочинений «Почему я выбираю здоровый образ жизни».(5-11 класс) 15. Перечень основных мероприятий (примерный) по реализации программы по здоровьесбережению «Здоровье на 5!» на 2017-2022 годы. Начальная школа 1 класс. «Здоровье первоклассника» (примерный план работы) 20 № Мероприятие, форма Цель Срок Ответственный Классные часы по программе здоровьесбережения. 1. Режим дня – основа Пробудить заботу о Сентябрь Классный жизни человека здоровье, осознать руководитель (беседа – игра) важность режима дня 2. Скуку простуду, Обучить навыкам Октябрь Классный безделье меняем на выполнения правильного руководитель бодрость, здоровье, пробуждения, веселье (практикум) выполнения гимнастики, массажа, правильного питания 3. О Сидоре Пашке – Формировать Ноябрь Классный ужасном замарашке гигиенические навыки руководитель (инсценировка) 4. Если хочешь быть Расширить знания Декабрь Классный здоров (классный час) личной гигиены, руководитель чистоты, аккуратности 5. Зимушка – зима (час Формировать навыки Январь Классный развлечений на игры на улице руководитель прогулке) 6. Зимние затеи Формировать подвижноФевраль Классный (спортивный игровые навыки руководитель, праздник) родители 7. Мой до дыр (беседа) Вызвать интерес к Март Классный вопросам здоровья, руководитель ответственность за состояние своего организма 8. Умеем ли мы Формировать Апрель Классный правильно питаться? представление об руководитель (беседа) основных питательных веществах и продуктах, их содержащих 9. Растем здоровыми Формировать навыки Май Классный (музыкально – игровой деятельности руководитель спортивный час) 2 класс. «Здоровый второклассник» (примерный план работы) № Мероприятие, Цель Срок Ответственный форма Классные часы по программе здоровьесбережения. 1. Осенний Пробудить заботу о Сентябрь Классный калейдоскоп здоровье, осознать руководитель 21 (беседа о здоровой и полезной пище) 2. Как сохранить зрение (беседа) 3. Детские забавы (спортивно – развлекательный час) 4. Семь С (спортивные состязания) 5. Растения и человек (интегрированный классный час) 6. Кулинарное путешествие по Простоквашино (инсценировка сказки) 7. Поешь рыбки – будут ноги прытки (игра-конкурс) 8. Кулинарные традиции моей семьи (разработка проектов) № важность правильного питания Познакомить с причинами глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний Развивать спортивные способности у детей Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д. Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями, с правилами ухода за кожей с помощью лечебных растений Рассказать о пользе каши для здоровья, познакомить с традициями блюд русской кухни Формировать представления о полезных свойствах рыбных блюд Формировать навыки сбора данных и оформления проектов Октябрь Классный руководитель Ноябрь Классный руководитель Декабрь Классный руководитель Январь Классный руководитель Февраль Классный руководитель, Март Классный руководитель Апрель-май Классный руководитель 3 класс. «Здоровая пища третьеклассника» (примерный план работы) Цель Срок Мероприятие, Ответственный форма Классные часы по программе здоровьесбережения. 1. Цена ломтика Расширить знания о Сентябрь Классный (беседа) руководитель пользе, ценности хлеба, 22 2. Правила поведения в столовой (занятие – практикум) 3. Это удивительное молоко (занятиеисследование) 4. Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков (игра) 5. Самые полезные продукты (театрализованный классный час) 6. Что надо есть, если хочешь стать сильнее (беседа) воспитывать чувство бережного отношения к хлебу Добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой, проработать правила хорошего тона за столом Расширить знания о пользе молока, молочных продуктов Расширить знания о вреде данных продуктов Учить выбирать самые полезные продукты Октябрь Классный руководитель Ноябрь Классный руководитель Декабрь Классный руководитель Январь Классный руководитель Формировать Февраль Классный руководитель, представление о связи рациона питания и здорового образа жизни 7. Где найти витамины Познакомить со Март Классный руководитель весной (игразначением витаминов и путешествие по минеральных веществ в станциям) жизни человека 8. День рождения Закрепить полученные Апрель Классный руководитель Зелибобы (герой знания о правильном улицы Сезам) питании 9. Секреты поваренка Формировать Май Классный (круглый стол) руководитель представление о последствиях неправильного питания для организма 4 класс. «В четвертый класс со здоровьем» (примерный план работы) № Мероприятие, Цель Срок Ответственный форма Классные часы по программе здоровьесбережения. 1. Учись быть Способствовать Сентябрь Классный здоровым (игра) руководитель осознанию необходимости 23 2. Здоровяк предупреждает (игра – КВН) 3. Кулинарные обычаи (игра – путешествие) 4. Питание и красота (кулинарный практикум) 5. Спортивно – массовое мероприятие «Зимние забавы» 6. Удивительные превращения колоска (занятие – беседа) 7. Волк и семеро козлят на валеологический лад (музыкальноспортивный праздник) 8. Кафе «Здоровейка» (разработка проектов) 9. Кафе «Здоровейка» (защита проектов) бережного отношения к своему организму Формировать у учащихся представления о том, что здоровье – главная ценность в жизни Закрепить знания о законах здорового питания Воспитывать культуру питания Формировать стремление к здоровому образу жизни Закрепить знания учащихся о значимости хлеба в рационе питания, прививать бережное отношение к хлебу Развивать ловкость, быстроту, скорость и других двигательных качеств Формировать у детей привычку правильно питаться Октябрь Классный руководитель Ноябрь Классный руководитель Декабрь Классный руководитель Январь Классный руководитель, родители Февраль Классный руководитель, Март Классный руководитель Апрель Классный руководитель Май Классный руководитель Тематика родительских собраний (примерная) по программе здоровьесбережения в начальной школе. Класс 1 класс Название Встреча взрослого и ребенка 2 класс Трудности обучения Форма, содержание Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода Ослабленные дети, нервные дети, заикание у детей, 24 3 класс Секреты здоровья ребенка 4 класс Не запрет, а предупреждение вредных привычек леворукий ребенок, дети с временной задержкой психического развития Анкетирование детей и родителей, беседа врача Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании 16. Перечень основных мероприятий (примерный) по реализации программы по здоровьесбережению на 2017-2022 годы. Среднее звено 5 класс «Здоровье – это здорово!» (примерный план работы) Сотрудничество Учебные четверти 25 № п/ п 1 Классный руководитель 2 Классный руководитель, по возможности педагогпсихолог 3 Классный руководитель и учителяпредметники (в том числе учителя ОБЖ, биологии) 4 Классный руководитель и медицинские работники 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Сочинениерассуждение «Что такое здоровье?» Кл. час «Как Диаграмма ПДД. живешь, «Мои Дорожные пятиклассник?» жизненные «ловушки» Конкурс ценности» рисунков о (1 этап) здоровье Сопровождение Психологичес Психологиче адаптационного процесса кий тренинг ское занятие «Ребята, «Дружеский Проведение Адаптационная давайте жить десерт» дней игра «Правила дружно!» психологич трех С – еской сотрудничество, адаптации сочувствие, Игра «Наши самоконтроль» учителя» Природоведение. «Закаливание организма» «Питание и здоровье человека». «Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека» Литература. Урок «Устное народное творчество. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие асоциальные явления). Проведение профилактических прививок. Мониторинг санитарногигиенически х условий Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Регулярное проведение профилактиче ских медицинских осмотров обучающихся. Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов. Составление кроссвордов о здоровье «Веселая минутка», 5 – 6 класс Регулярное проведение профилактиче ских медицинских осмотров обучающихся. Беседа «Правильное питание – залог здоровья», 1 - 9кл. 26 5 Классный Психологичес руководитель и кая беседа родители «Особенности адаптационно го периода» 6 Классный руководитель, педагогорганизатор 7 Классный День руководитель и здоровья. учитель физической культуры Конкурсная программа «Посвящение в пятиклассник и» Психологичес кая беседа «Трудности приспособлен ия к темпу школьной жизни и их причины» Беседа «Остановись у преступной черты» Родительское собрание «Как сохранить здоровье ребенка?» Родительское собрание «Семейное воспитание и здоровье наших детей» Беседа «Чума XX века – СПИД» Сказка «Репка» о вредных привычках День здоровья. День здоровья. День здоровья. 6 класс «Здоровье – это спорт!» (примерный план работы) № Сотрудничес п/ тво 1 четверть п 1 Классный Классный час руководитель «Здоровое питание» Учебные четверти 2 четверть 3 четверть Классный час «Хорошие и плохие привычки» Поход в бассейн Беседа «Чистота – залог здоровья» 4 четверть Викторина «Я выбираю жизнь» 27 2 Классный Анкетирование Анкетирование Тренинг руководитель «Это сладкое «Хорошие и «Привычки и , педагог- слово «успех» плохие воля» психолог привычки» 3 Классный руководитель и учителяпредметники (в том числе ОБЖ, биологии) Классный руководитель и медицинские работники 4 Игра по развитию толерантности «Волшебный кристалл» Биология. Урок «Особенности высшей нервной деятельности» (физиология труда, нагрузки, профилактика переутомления) Литература. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного) Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов, 1- 9кл. Проведение профилактических прививок. Сбор данных Регулярное Мониторинг Регулярное о состоянии проведение показателей проведение здоровья профилактичес здоровья профилактическ обучающихся. ких обучающихся их медицинских медицинских 1 - 9 классов. осмотров осмотров Составление обучающихся. обучающихся. кроссвордов Беседа здоровье «Правильное «Веселая питание – залог минутка», 5 – здоровья», 6 класс 1 - 9кл. 5 Классный Круглый стол руководитель «Первые и родители проблемы подросткового возраста» (психолог) 6 Классный руководитель и педагогорганизатор 7 Классный День руководитель здоровья. и учитель физической культуры Собрание «Компьютер в жизни школьника» Беседа И снова о инспектора вредных КДН привычках «»Разрешение конфликтов без насилия» День здоровья. Родительское собрание «Физическое развитие школьников» Лекторий «Здоровая семья – здоровый образ жизни» Беседа инспектора ПДН «Уголовная ответственнос ть несовершенн олетних» День здоровья. Дискуссия «Согласны ли вы с тем, что в жизни надо пробовать все?» День здоровья. 28 7 класс «Здоровье – это победа над собой!» (план работы) № Сотрудничество п/ п 1 Классный руководитель 1 четверть Диаграмма «Мои жизненные ценности» (2 этап) Учебные четверти 2 четверть 3 четверть Поход в бассейн Классный час «Если хочешь быть здоров Практикум «Как бороться с конфликтами» 4 четверть Поход в бассейн Беседа «Что для меня ценно?» 29 2 3 4 Классный Беседа с Психологич Классный час Тренинг «Как руководитель и элементами еская игра «Конфликты и подготовиться педагог-психолог анкетирова «на пути к пути их к экзаменам и ния «Как я образованн разрешения» сохранить отношусь к ому здоровье?» себе, и как человеку» ко мне относятся другие» Классный Физика. Урок. Трение в природе и технике (поведение в руководитель и гололедицу) учителяФизика. Урок. Способы увеличения и уменьшения давления предметники (в (правила поведения на болотистой местности, льду, рыхлом том числе ОБЖ, снегу; правила обращения с колюще-режущими биологии) предметами). Физика. Урок. Атмосферное давление. Барометр – анероид (влияние атмосферного давления на жизнедеятельность человека) Физика. Урок. Плавание тел (правила поведения на воде) Биология. Урок «Профилактика нервных и психических заболеваний. Наркотики. Алкоголизм» Классный Проведение профилактических прививок. руководитель и медицинские работники Сбор данных Регулярное о состоянии проведение здоровья профилактич обучающихся. еских медицинских осмотров обучающихс я. Монитори нг показателе й здоровья обучающи хся 1 - 9 классов. Регулярное проведение профилактичес ких медицинских осмотров обучающихся. Беседа «Правильное питание – залог здоровья», 1 - 9кл. Лекторий «Подготов ка к взрослост и» Собрание «Положительн ые эмоции в жизни человека» (педагогпсихолог) . 5 Классный руководитель родители Дискуссия и «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности Собрание «Экология души ребенка. Ответственн ость родителей за Беседа 30 ребенка» нравственное «Навыки и физическое сохранени здоровье я зрения» детей» 6 Классный руководитель педагогорганизатор. Беседа и «Алкоголь и его влияние на организм подростка» Беседа инспектора ПДН «Шалость. Злонамеренн ый проступок. Вандализм» 7 Классный руководитель учитель физической культуры День здоровья День и Школьные здоровья олимпийские День бегуна игры Беседа «Токсико мания». История о вредных привычках День здоровья «Ледовые забавы» День здоровья День спортивной семьи. 8 класс «Здоровье – это умение общаться!» (план работы) № Сотрудничество п/ 1 четверть п Театрализова 1 Классный нная игра руководитель «Суд над сигаретой» Учебные четверти 2 четверть 3 четверть Беседа «Мои проблемы» Классный час «Я хочу пожелать вам «Здравствуйте!» 4 четверть Вопросы для викторины по СПИДу 31 Урок , толерантност и «Толерантнос ть к проявлению чувств к другим людям» Тренинг «В гармонии с собой и окружающими» Классный час «Эмоции и чувства. Их влияние на здоровье человека» Анкета «Насколько ты эмоционален» 2 Классный руководитель педагогпсихолог 3 Классный Физика. Урок. КПД теплового двигателя (экологические руководитель и проблемы, возникающие при использовании тепловых учителядвигателей) предметники Физика. Уроки. Сила тока. Единицы силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. (опасные для жизни человека значения силы тока и напряжения). Физика Урок. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание предохранители. (правила обращения с электрическими приборами, опасности короткого замыкания, перегрузки электрических сетей). Биология. Урок «Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье», 8 класс. Литература. Урок. Н.В.Гоголь «Ревизор» (опьянение Хлестакова), 8 класс. 4 Классный руководитель и медицинские работники Проведение профилактических прививок. 32 5 6 7 Сбор данных о состоянии здоровья обучающ ихся. Беседа мед. работника «Последс твия ранних половых связей и беспоряд очной половой жизни для здоровья женщины » Классный Собрание руководитель и «Не дай родители нам Бог судьбу ребенка увидеть на конце иглы» Классный Дискусси руководитель и я педагог«Алкогол организатор ю скажем «Нет!» Классный День руководитель и здоровья. учитель физической культуры Регулярное проведение профилактически х медицинских осмотров обучающихся. Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ». Мониторинг показателей здоровья обучающихс я1-9 классов. Анкетирован ие «Оценка обучающими ся собственного здоровья». Регулярное проведение профилактиче ских медицинских осмотров обучающихся. Беседа «Правильное питание – залог здоровья», 1 – 9 кл. Беседа «В здоровом теле – здоровый дух!» Психологиче ская беседа с результатами исследовани я «Агрессия: ее причины и последствия» Родительское собрание «Ребенок становится трудным» Беседа инспектора ПДН «Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ» День здоровья. «Наркотики – мой яд!» Анкета: употребление алкоголя, сигарет, наркотиков. День здоровья. День здоровья. 33 9 класс «Здоровье – это жизнь!» (примерный план работы) № Сотрудничество п/ п 1 Классный руководитель 2 3 1 четверть Беседа для девочек «Влияние стиля жизни на репродуктивн ое здоровье женщины» Классный Классный час с элементами Классный час руководитель , тестирования «Лидер на с элементами педагог-психолог все времена» тестирования «Стрессоусто йчивость» Классный руководитель и учителяпредметники (в том числе ОБЖ, биологии) Беседа «Законы жизни». Учебные четверти 2 четверть 3 четверть Анкета информирова нности по вопросам ВИЧ – СПИДа 4 четверть Игра «Степень риска» Тренинг «Уверенность » (подготовка к экзаменам, повышение самооценки) Физика. Урок. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении (опасности на проезжей части, тормозной путь автомобиля). Физика Урок. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (защита от электромагнитного излучения). Физика. Уроки. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации (радиационная опасность и способы защиты от радиации). ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни», 9 класс. Обществознание. Урок «Семья и наркотики», 9 класс. Химия. Урок «Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV)» (образование угарного газа при курении и действии его на организм), 9 класс 34 4 5 6 7 Классный руководитель медицинские работники Классный руководитель родители Классный руководитель педагогорганизатор. Классный руководитель учитель физической культуры и и и и Проведение профилактических прививок. Сбор Регулярное Мониторинг Регулярное данных о проведение показателей проведение состоянии профилактиче здоровья профилактич здоровья ских обучающихся еских обучающих медицинских 1 - 9 классов. медицинских ся. осмотров Беседа осмотров Беседа обучающихся. «История обучающихс врачаАнкетировани контрацепции, я. Беседа гинеколога е «Личный виды школьного «Заболеван опыт контрацепции врача ия, школьников, ». «Правильное передающи относительно Анкетировани питание – еся одурманиваю е «Оценка залог половым щих веществ». обучающимис здоровья», путем» я 1 – 9 кл. собственного здоровья», 7 - 9 классы. Вечер Конференция Собрание Беседа «Как «Твое «Роль и «Жизненный подготовить свободное ответственнос ценности себя и время и ть семьи в подростков» ребенка к твое профилактике (психолог) будущим здоровье» табакокурения экзаменам?» и алкоголизма» Ток – шоу Беседа Беседа Беседа «Большая «Причины инспектора «Свобода перемена» пристрастий» ПДН «Как не выбора – это (о проблеме стать жертвой уход от вредных преступления зависимости привычек) » » День День День День здоровья. здоровья. здоровья. здоровья. 35 17. Ожидаемые конечные результаты программы. 1. Рост уровня физического развития необходимости здорового и физической подготовленности школьников. 2. Осознание образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека. 3. Повышение приоритета здорового образа жизни. 4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни. 5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников. 6. Участие в командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта. 7. Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями 8. Повышение мотивации к учебной деятельности 9. Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения 10.Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников. Данная программа направлена на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, на овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень психологического и физического здоровья. 36